Каждый житель Беларуси имеет гарантированное государством право на качественное торговое обслуживание независимо от того, в каком населенном пункте он проживает. Даже самые малонаселенные и удаленные деревни должны обслуживаться стационарным магазином или автомагазином.
15 июля, "Кобринский вестник"/ Это аксиома, и если случается по-другому, к делу подключаются контролирующие органы. Напомнить об этом побудила ситуация, сложившаяся в д. Борисовка.
Четыре года назад магазин Кобринского райпо здесь был закрыт. Из-за отдаленности деревни от действовавших маршрутов движения автомагазинов райпо решило обслуживать жителей, организовав выездную торговлю магазина «Родны кут» из агрогородка Дивин.
Все это время два раза в неделю – по вторникам и субботам – транспортом райпо в деревню привозились товары, и один из продавцов магазина «Родны кут», кому по графику выпадала работа на выезде, обслуживал покупателей. Казалось бы, проблема решена, и люди должны быть довольны.
Но однажды раздался звонок на горячую линию в главном управлении Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (МАРТ) по Брестской области. Жительница пожаловалась на некачественное торговое обслуживание.
В ходе мониторинга, который контролирующая инстанция осуществила 15 апреля 2025 года, было установлено, что розничная торговля товарами повседневного спроса, в том числе продовольственными товарами, алкогольными напитками и табачными изделиями, осуществляется в здании магазина, который формально закрыт и фактически обесточен.
Там же, по информации пресс-службы МАРТ, реализовывались замороженные (тушка цыпленка-бройлера) и охлажденные (молочные продукты) продовольственные товары. В магазин они доставлялись также на автомобиле, не обустроенном холодильным и морозильным оборудованием.
Михаил Балка возглавляет Дивинский филиал Кобринского райпо более 30 лет. Достигнув пенсионного возраста, продолжает работать в ставшем ему родным структурном подразделении.
– На выездную торговлю всегда приезжала отдельная машина из Кобрина. Как правило, это был автомагазин, но мог быть и автофургон. Если доставка товара осуществлялась автофургоном без холодильного оборудования, то в теплое время года скоропортящиеся продукты не брали. 15 апреля произошла поломка автомагазина, и товар в Борисовку действительно был доставлен автомобилем, не оснащенным холодильным оборудованием. Для людей старались, чтобы продукты к месту назначения доставить в срок.
Расстояние от Кобрина до Дивина почти 35 км. Вроде и не дальние края, но дорога и техника непредсказуемы. Вот и вскрылись огрехи. МАРТ указал Кобринскому райисполкому и Брестскому облпотребсоюзу на все грубые нарушения и потребовал принять меры.
– В мае 2025 года Кобринским райпо приобретен новый дополнительный автомобиль, изменена схема движения автомагазинов, и теперь население деревни обслуживается в соответствии с требованиями законодательства. Маршрут движения, с включением населенного пункта д. Борисовка, и ассортиментный перечень автомагазина № 6 согласованы Кобринским райисполкомом, – отметил председатель Кобринского райпо Валерий Корнелюк.
Считаем важным и тот факт, что приобретенный автомагазин будет базироваться не в автопарке Кобринского райпо, а находиться на территории Дивинского отделения. За ним закреплен и водитель, который будет обслуживать новый маршрут.
Побывав в деревне, районка убедилась в том, что в данный момент обслуживание населения д. Борисовка действительно осуществляется новым автомагазином № 6, который заезжает туда два раза в неделю – во вторник в 10.45-11.45 и субботу в 10.45-11.45.
Водитель Александр Березюк к выезду готов
Торговля осуществляется на остановочном пункте, где имеются навес и платформа, стоя на которой, покупатели могут хорошо рассмотреть выставленные в витрине товары и цены. По субботам кроме центра деревни автомагазин останавливается еще и на выезде из населенного пункта для удобства живущих на окраине покупателей.
Если вы думаете, что все теперь удовлетворены, то это не так. Побеседовав с жителями, корреспондент услышал много разных мнений.
Анна Сергиевич, жительница деревни:
– Уже 4-ый год нам продукты привозит машина. Раньше двери магазина открывали, какие-то товары заносили в помещение неработающего магазина, какие-то оставались в машине. Зимой, в дождь, в ветреную погоду можно было зайти под крышу, все хорошо рассмотреть и выбрать то, что надо. Конечно, там не было холодильников и поэтому скоропортящиеся продукты нам не привозили.
Представление о качественном торговом обслуживании тоже у каждого свое. Конечно, мечта о том, что в деревне возобновит работу закрытый и в марте 2021 года исключенный из Торгового реестра магазин, увы, не осуществится.
На новый автомагазин пока смотрят настороженно, задаваясь вопросом, удобно ли будет отовариваться в непогоду, высказывая надежду на то, что в любое время года, независимо от температуры окружающей среды, в Борисовку будут привозить колбасу, молоко, мороженое, можно ли будет при покупке пользоваться пенсионными скидками, ведь в деревне проживают преимущественно пенсионеры…
– Двери здания бывшего магазина для осуществления торговли закрыты. Автомагазин – это удобно, комфортно и в соответствии с законодательством. Для транспортировки мясных и колбасных изделий, молочной продукции он оборудован холодильным шкафом, который работает от автомобиля во время движения. Есть морозильный ларь, работающий от бензогенератора и электричества. Установлены кассовый аппарат и терминал, операции которого производятся через Интернет.
Для получения скидки в размере до 10% на социально значимые товары первой необходимости социально уязвимым категориям населения следует приобрести дисконтную карту «Мой РОДНЫ КУТ». Скидки, как и расчет по банковской карте, осуществляются при наличии Интернета, – резюмировал Валерий Корнелюк.
Анна КАЗАКОВА
Фото Ирины ОМЕЛЬЯНЧУК и из архива Кобринского райпо
Поделиться в соцсетях: