Современные подходы к здоровью школьников.
Здоровье подрастающего поколения в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.
Годы обучения для каждого ребенка — период интенсивного развития, формирования организма, период, когда любые неблагоприятные влияния оказывают наибольшее воздействие.
Одним из важнейших показателей здоровья населения, в том числе детского и подросткового, является заболеваемость.
Заболеваемость — это объективное массовое явление возникновения и распространения патологии среди населения, является результатом взаимодействия настоящих и предшествующих поколений людей с окружающей средой (в широком понимании этого слова), проявляющегося в различных формах в конкретных условиях существования.
Для детского населения характерны закономерности формирования патологии, связанные с основными возрастными биологическими процессами и условиями жизни.
Результаты многочисленных научных исследований свидетельствуют о том, что наиболее выраженный рост распространенности функциональных нарушений, хронических заболеваний, отклонений в физическом развитии, частоты острой и обострения хронической патологии у детей происходитв период получения систематического образования.
Можно сказать, что здоровье ученика в норме, если ребенок справляется с учебной нагрузкой, умеет преодолевать усталость, общителен, уравновешен, способен удивляться и восхищаться; учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение.
К сожалению, необходимо отметить, что в последние годы широкое распространение получают школьно-обусловленные заболевания среди детей (нарушение остроты зрения и нарушения осанки, различные психо-эмоциональные заболевания, эндокринные заболевания и др.).
Каждый пятый школьник имеет хроническое заболевание в состоянии компенсации или декомпенсации, при этом удельный вес абсолютно здоровых детей составляет лишь 20-25 %.
Агрессивные факторы, которые на современном этапе влияют на формирование здоровья школьников, действуют в комплексе.
С одной стороны - это:
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) является основой профилактики заболеваний и укрепления здоровья детей и подростков. Однако, при этом мы должны осознать необходимость постоянного выполнения гигиенических правил укрепления и сохранения индивидуального и общественного здоровья.
Значительная часть школьников большую часть времени проводит в образовательных учреждениях и режим их жизни, в значительной степени обусловлен школой.
Результаты проводимых исследований показывают, что фактическая учебная нагрузка в лицеях и гимназиях, в классах с углубленным изучением предметов составляет для учащихся 5-8 классов - 7,2 - 8,3 часа в день; для учащихся 9-11 классов - 8,6 - 9,2 часа в день. С учетом домашних заданий рабочий день современного школьника составляет 6-7 часов в начальной, 10 - 12 часов в средней школе. Совершенно очевидно, что увеличение учебной нагрузки не проходит бесследно: у детей отмечается выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низка сопротивляемость болезням.
Известно, что профилактика нарушений здоровья учащихся при обучении в школах — это, прежде всего, мероприятия по снижению влияния неблагоприятных внутришкольных факторов: соблюдение действующего законодательства по обеспечению параметров внутришкольной среды и оптимизация учебного процесса.
Однако, охрана здоровья детей – это общая забота и родителей, и медиков и педагогов. Важно, чтобы и взрослые и дети владели знаниями способов, средств и факторов, укрепляющих здоровье, умели и хотели применять эти знания в жизни, заботились о своем здоровье и здоровье окружающих людей.
С целью улучшения условий обучения детей, профилактики утомляемости, профилактики нарушения осанки, улучшения качества питания, обеспечения его безопасности учреждениями образования проведена определенная работа по выполнению территориальных программ и планов мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе направленных на создание и укрепление здоровье сберегающей среды для детей в организованных коллективах. Всего на контроле находится 11 программ и планов мероприятий, решений Кобринского исполкома и Брестского облисполкома по учреждениям образования Кобринского райисполкома.
Профилактика и коррекция так называемых «школьных» болезней (в т.ч. близорукость, нарушение осанки) во многом зависит от комплексного подхода в проведении профилактических и корректирующих мероприятий как в школе, так и в домашних условиях:
проведение гимнастики для глаз.
Обосновано проведение физкультминуток на уроках, при подготовке домашних заданий (доказано положительное влияние физкультминуток на состояние органа зрения, снимается мышечное и психо-эммоциональное напряжение).
1.равновесие между поступившей с пищей энергией и энергией, расходуемой человеком во время жизнедеятельности;
2.удовлетворение потребностей организма в определенном количестве и соотношении пищевых веществ;
3.соблюдение режима питания (определенное время приема пищи и определенное количество пищи при каждом приеме).
Чтобы пища приносила пользу пищевые продукты должны быть натуральными и экологически чистыми, безопасными; пища должна быть разнообразной (растительной и животной); необходимо больше употреблять фруктов и овощей; меньше употреблять сладкого, соленого, копченого, газированных напитков, продуктов, содержащих вредные добавки, красители, стабилизаторы.
Одним из главных факторов неблагополучия здоровья школьников является недостаточный уровень грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья самих учащихся, их родителей. Очень важно сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья.
В учреждениях образования Кобринского района с целью формирования у подрастающего поколения осознанного отношения к здоровью функционируют проекты «Школа-территория здоровья», проводится комплекс мероприятий, акций. На территории района реализуется ряд профилактических проектов: «Мой выбор – жить с позитивом!», «Правильная осанка – залог здоровья», «Здоровое сердце – залог успеха!», «Мы – за здоровый и безопасный отдых!», «Школьное питание - здоровое и рациональное!».
При этом большое значение имеет, что в проведении данных мероприятий принимают участие не только дети, педагоги, медицинские работники но и родители!
Заведующий отделением гигиены детей и подростков Кобринского зонального ЦГЭ Людмила Измоденова.
Поделиться в соцсетях: