Странная штука – наша жизнь. Обычное утро… Собираемся в школу, университет или на работу, за это время успеваем сорваться на близких за то, что поздно разбудили или что чай слишком сладкий, по пути «обменяться любезностями» в транспорте, когда вдруг ощутили на своей ноге острый каблук. И только тогда, когда вдруг это утро становится другим, начинаем понимать, а ведь какое оно было прекрасное. Да, чтобы научиться ценить каждую минуту своей жизни и благодарить небеса за то, что имеешь, часто человеку необходим очень сильный толчок.
Обычный прыжок при купании в знакомую с детства реку Мухавец разделил жизнь Антона Костючика на «до» и «после», и самое тяжелое, как оказалось потом, это осознание того, что возврата в «до» уже никогда не будет.
Как замечает Антон, его детство ничем не отличалось от детства его друзей. В 6 лет семья Костючик переехала из Бреста в Кобрин. Учился мальчишка сначала в СШ №7, потом перешел в СШ №9. Гонял после уроков мяч на стадионе, мечтал побыстрее стать взрослым, получить профессию и зарабатывать деньги, создать семью. И не думал, что что-то может помешать его таким простым жизненным планам.
Когда случилась трагедия, Антон заканчивал учебу на 2-м курсе Кобринского профессионально-технического училища №102 строителей, где осваивал специальность слесаря.
– Я сотни раз прыгал, – вспоминает Антон. – Как могло так случиться? Да что сейчас говорить. Жизнь не кинопленка, не отмотаешь назад…
Итог – перелом шейных позвонков. Пошла упорная борьба врачей за жизнь парня. Лучшие нейрохирурги из Минска были срочно вызваны в Брест. Тяжелая операция, затем перевод в Минск. В общей сложности в реанимации под аппаратом ИВЛ Антон провел 4 месяца. Жизнь врачи ему спасли, но поставить на ноги оказались бессильны.Следующие 5 лет после трагедии – с 2010 по 2015 год – Антон сейчас называет вычеркнутыми из жизни.
– Никто в этом не виноват, только я сам. Замкнулся, опустил руки, никуда не выходил, не хотел ни с кем общаться. Мир за окном казался иным, там – другие люди, все другое – им меня не понять, – рассказывает собеседник. – Нет, уж лучше никуда не показываться. Сейчас я понимаю, что все наши проблемы в голове. Хочешь видеть жалость – будешь ее видеть, хочешь вдыхать полной грудью свежий воздух – вдыхай. Конечно, когда многое переосмыслено, рассуждать легко, а пройти этот путь не так и просто. Мне понадобилось 5 лет. Я, безусловно, благодарен своей маме, друзьям, которых у меня очень много, за помощь и поддержку, но пока человек сам не найдет в себе мотивацию, ничего не получится. Правильно говорят, нельзя помочь тому, кто этого не хочет.
Как-то Антону позвонил друг, с которым они вместе были в санатории, и предложил поехать в лагерь активной реабилитации.
– Глянул на себя в зеркало. Плюс 20 кг за малоподвижный образ жизни в инвалидной коляске. В кого я превращусь дальше, если не переосмыслю свою жизнь? Поставил себе цель похудеть к поездке в лагерь. Начал активно заниматься спортом. Штанга, гантели, комплекс упражнений, плавание. Да, воду я не перестал любить, ассоциаций по поводу связанной с ней трагедии у меня нет, – делится Антон.
За два месяца путем усиленных тренировок парень сбросил лишний вес. О реабилитации в лагере замечает, что в плане социализации она ему очень многое дала:
– День там расписан по минутам. С нами занимались инструкторы, тоже люди с инвалидностью. Главная особенность – ты все должен делать самостоятельно. Были в лагере волонтеры, к которым можно обратиться за помощью, но и то только в той ситуации, когда ты действительно что-то не можешь сделать сам. Мы занимались танцами, плаванием, выходили в город, посещали кафе. В 2017 году я уже сам приехал в лагерь в роли стажера-инструктора по плаванию.
Выход из условно называемой «зоны комфорта», которую создал себе в четырех стенах Антон, позволил расширить ему круг знакомств. Начали поступать интересные предложения.
В 2018 году клуб инвалидов «Шанс» в Бресте пригласил Антона на областные соревнования по бочча.
– Раньше никогда не играл, но решил попробовать, получилось. С командой ездил на соревнования по нашей стране, в Литву, Польшу. Некоторое время на общественных началах тренировал в КСДЮШОР Кобринского района детей с инвалидностью. Потом серьезно еще увлекся штангой, тоже принимал участие в различных соревнованиях, – продолжает собеседник.
С 1 декабря 2022 года юноша проходит адаптацию к трудовой деятельности от отдела занятости населения управления по труду, занятости и социальной защите Кобринского райисполкома по профессии «специалист по работе с клиентами». Между индивидуальным предпринимателем из Бреста и Антоном Костючиком заключен трудовой договор сроком на 12 месяцев.
После окончания прохождения адаптации к трудовой деятельности юноша может быть принят на постоянную работу:
– ИП занимается продажей алюминиевого профиля и сбором конструкций из него. Я на удаленке принимаю заказы, составляю договоры, ищу новых клиентов. Таким людям, как я, интернет сейчас дает массу возможностей для самореализации, при желании можно найти интересную работу. Клиентам все равно, как быстро я передвигаюсь, важно, как я с ними общаюсь, насколько компетентен в сфере, которой занимаюсь. Пока мне нравится моя работа. Но это не значит, что я не хочу развиваться дальше. Время покажет.
Почему одни люди с инвалидностью находят себя, смысл жизни, а значит и счастье, а другие до конца дней остаются несчастными?
– Начните с себя. Мотивом к тому, чтобы снова захотелось видеть мир в ярких красках, может послужить что угодно. Подумайте о том, что кому-то еще труднее, – замечает Антон Костючик.
Елена БАКУНФото из архива Антона Костючика
Поделиться в соцсетях: