Сегодня – День потребителя
Потребительские права в цифровую эпоху
Современные технологии наложили отпечаток на все сферы нашей жизни, в том числе и на взаимоотношения потребителя и продавца. Реализация товаров через интернет-ресурсы набирает все большую популярность – покупать, не выходя из дома, удобнее, быстрее и зачастую выгоднее, чем в обычном магазине. Какие права есть у потребителя в случае подобных покупок, что мы должны знать, покупая в интернет-магазине, и что делать, если приобретённый товар оказался некачественным? На эти и другие вопросы отвечает начальник отдела торговли и услуг райисполкома Татьяна Головнёва.
- Какую информацию должен получить потребитель при совершении покупок в интернет-магазине?
- Продавец на сайте интернет-магазина должен довести до сведения потребителя на белорусском или русском языке наименование своей организации, юридический адрес, УНП (для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество, адрес, сведения о государственной регистрации и наименовании органа осуществившего государственную регистрацию). Кроме того, на сайте должны быть указаны время работы магазина, наименование товара, место нахождения изготовителя и импортёра, установленные гарантийные сроки на товар, дата изготовления и срок службы (срок годности или срок хранения товара), цена, наличие товара в продаже; срок, цена и условия оплаты доставки товара. Если вы решили приобрести товар в интернет-магазине, в обязательном порядке сохраните данные об интернет-странице, на которой размещена информация о продавце и выбранном товаре.
- Допустим, заказ уже сделан, покупка доставлена. О чём нужно помнить, получая товар из интернет-магазина?
Во-первых, при получении товара у курьера следует сопоставить информацию, полученную на сайте об интернет-магазине, с информацией в документах на приобретенный товар (технический паспорт, гарантийные талоны), в которых в обязательном порядке должна быть отметка о продавце (наименование, контактный телефон, подпись продавца). Курьер должен обладать специальными познаниями для того, чтобы дать консультацию; передать товар, который полностью соответствует образцу или описанию, качество которого соответствует информации, представленной потребителю на сайте, а также информации, доведенной до его сведения при передаче товара; по требованию покупателя - ознакомить его с документами, удостоверяющими качество и безопасность товаров - сертификат качества, удостоверение о государственной гигиенической регламентации и др. ; выдать необходимые документы (технический паспорт; инструкцию по эксплуатации, гарантийный талон, содержащий отметку о дате продажи, сведения о продавце и сервисном центре, подпись продавца). Также курьер должен провести проверку качества товара (если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, установленным в розничной торговле), его комплектности, выдать документ, подтверждающий факт приобретения товара: кассовый (товарный) чек либо квитанцию о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем и платежных терминалов, форма которой утверждена постановлением Министерства торговли от 23.08.2011 № 34 «О мерах по реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 912»; надлежащим образом оформленный технический паспорт; инструкцию по эксплуатации, руководство пользователя; гарантийный талон; иные документы, в которых содержатся сведения о наименовании товара, стоимости товара, дате приобретения, продавце (полное наименование организации либо ФИО индивидуального предпринимателя, доменное имя, указанное в лицензии), подпись продавца. Покупатель удостоверяет прием товара подписью в сопроводительных документах продавца.
- Какие права имеет потребитель, осуществляя покупку в интернет-магазине?
- За покупателем сохраняются все права, гарантированные Законом Республики Беларусь "О защите прав потребителей". В соответствии со статьей 28 Закона потребитель вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара надлежащего качества обменять купленный товар на аналогичный товар либо возвратить его, за исключением товаров предусмотренных постановлением Совета Министров Республики Беларусь "О мерах по Реализации Закона Республики Беларусь "О защите прав потребителей" от 14.06.2002г. № 778. Однако, следует помнить, что требование потребителя об обмене или возврате качественного товара подлежит удовлетворению только в том случае, если товар не был в употреблении; товар сохранил свои потребительские свойства; имеются доказательства приобретения этого товара у данного продавца. В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона, если при реализации потребителю товаров через Интернет-магазин потребителю не предоставлена возможность получить необходимую и достоверную информацию о товаре в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от приобретения товара без возмещения продавцу расходов, связанных с доставкой такого товара.
- Что же делать, если приобретённый товар всё-таки оказался некачественным?
- В случае, если проданный товар оказался ненадлежащего качества и (или) недостатки не были оговорены продавцом, потребитель вправе по своему выбору предъявить одно из требований, предусмотренных статьёй 20 Закона: о ремонте, о соразмерном уменьшении цены, о замене некачественного товара на качественный, о расторжении договора купли-продажи и возврате уплаченной за товар денежной суммы. Причём, согласно пункту 8 статьи 20 Закона, отсутствие у покупателя документа, подтверждающего факт покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований, так как подтверждением приобретения товара у данного продавца могут служить, к примеру, упаковочные материалы (фирменные пакеты, бумага и т.д.), запись в книге предварительных заказов и т.д. В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Закона потребитель вправе возвратить некачественный товар продавцу без потребительской тары (упаковки). И самое главное: не бойтесь отстаивать свои права потребителя, если закон на вашей стороне.
Беседовал Дмитрий БЕЛОВ.
Поделиться в соцсетях: