Ежедневно мы выступаем в роли потребителей, покупая различные товары или заказывая какие-либо услуги. К сожалению, не всегда удается приобрести качественное изделие либо получить желаемый результат. Спор приходится решать в суде. Что должен знать потребитель?
Отвечает судья Брестского областного суда Светлана СЛЮСАРЬ:
– Ежегодно судами Брестской области рассматривается значительное количество споров, вытекающих из законодательства о защите прав потребителей. Просят суд расторгнуть договоры купли-продажи товаров ненадлежащего качества, договоры на выполнение работ в связи с обнаружением существенных недостатков выполненной работы (оказанной услуги) либо по причине неустранения недостатков выполненной работы в предусмотренный законом или согласованный сторонами срок.
Для обращения в суд с подобными исками потребителям следует знать некоторые особенности, на которые обращается внимание при решении вопроса о возбуждении гражданского дела.
Так, обязательным является соблюдение предварительного внесудебного порядка разрешения требований потребителя. То есть, прежде чем обратиться в суд с иском о расторжении договора, потребителю в обязательном порядке следует направить в адрес продавца (исполнителя) претензию с требованием о расторжении договора и возврате уплаченных по договору денежных средств. В случае отказа в удовлетворении такой претензии либо неполучении ответа на нее можно направлять иск в суд. Сделать это можно либо по месту жительства (нахождения) ответчика, либо по месту своего жительства.
Иногда при рассмотрении дел указанной категории суды сталкиваются с такой ситуацией, когда стороны при заключении, например, договора по ремонту транспортного средства, на выполнение строительных работ, в письменном виде его не оформили, а после приемки результата потребитель обнаружил, что работы выполнены с существенными недостатками. При этом ответчики, не оспаривая факт выполнения работ, выражают несогласие с заявленным истцом их объемом, стоимостью.
Следует отметить, что доказательства, свидетельствующие о наличии между потребителем и изготовителем гражданско-правового договора, определяющего права и обязанности сторон, должно предоставить суду лицо, обратившееся с иском в суд. Такими доказательствами в отсутствие письменного договора могут быть акты, чеки, расписки, накладные и др. Отсутствие документов, подтверждающих выполнение работы, не лишает потребителя права при возникновении спора представлять другие доказательства в подтверждение данного факта, например, показания свидетелей.
Судебная практика такова, что при отсутствии заключенного между сторонами письменного договора, иных доказательств, подтверждающих доводы истца, суды исходят из того, что предметом заключенного между сторонами договора является выполнение работ в том объеме, который признается обеими сторонами спора.
Таким образом, для защиты своих прав потребитель в обязательном порядке должен требовать заключения письменного договора с указанием всех существенных условий, предоставления документа, подтверждающего факт внесения денежных средств. При наличии к продавцу, исполнителю каких-либо претензий их следует оформлять в письменном виде, четко формулировать свои требования.
Что касается товара надлежащего качества, то потребитель имеет право на его обмен (возврат). Так, покупатель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара возвратить товар надлежащего качества или обменять его на аналогичный других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом. При этом, он не должен входить в утвержденный Правительством Республики Беларусь перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату. В таком случае покупатель обязан возвратить его в потребительской упаковке. Уплаченная денежная сумма должна быть уплачена продавцом незамедлительно. При невозможности это сделать максимальный срок для удовлетворения требования не может превышать семи дней.
Людмила ДУБИНА
Фото с открытого источника (иллюстрация)
Поделиться в соцсетях: