Сб, 15 марта 2025
Прогноз погоды

“Бацькаўшчына”. Таямніцы зямлі кобрынскай. От Теваля до Тевлей

28/04/2022 Год исторической памяти Бацькаўшчына

Міністэрства інфармацыі сумесна з лаўрэатам прэміі Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь «За духоўнае адраджэнне» Уладзімірам Ліхадзедавым рэалізуе праект «Бацькаўшчына», прымеркаваны да Года гістарычнай памяці. Задача праекта – вывучыць, захаваць і папулярызаваць гістарычную спадчыну беларускага народа. Ён мае важнае значэнне для ўмацавання іміджу Беларусі – моцнай, суверэннай, стваральнай краіны з багатым гістарычным мінулым. Рэдакцыя газеты «Кобрынскі веснік» падтрымала праект цыклам матэрыялаў «Таямніцы зямлі кобрынскай» і прапануе чытачам даведацца пра нашу гістарычную спадчыну.

Из двух десятков населённых пунктов Тевельского сельсовета свою интересную историю  имеет каждый – от многолюдного Стригова до маленького Черничного. При этом вряд ли было бы справедливо пройти мимо самих Тевлей, где даже дети – учащиеся местной школы – хранят летописные страницы своей малой родины. Именно они стали нашими заочными экскурсоводами и рассказали о самых любимых местах деревни.

Кто ходил до Тевля?

В письменных источниках Тевли упоминаются в XVI веке как селение Теваль Берестейского воеводства Великого Княжества Литовского. Это было удобное по своему расположению место, рядом с которым пролегала древняя дорога Кобрин - Каменец - Высокое - Брест. С севера поселение окружали густые леса, где в изобилии водилась дичь,  росли ягоды, грибы. На юге его защищали болота, небольшие речушки и пруды, в которых плескалось много рыбы. И земля здесь была плодородная, лёгкая в обработке. На ней поселились трудолюбивые люди, которые пахали, сеяли, ходили на охоту, собирали ягоды  и грибы, ловили рыбу.

Своим названием, согласно местной легенде, населённый пункт обязан еврейской общине, которая якобы в давние времена поселилась в этих местах. Народ мастеровитый, умевший приспосабливаться к любым жизненным обстоятельствам, освоил ремесла,  наладил торговлю. Один из общины, торговец по имени Тевль, оказался наиболее удачливым и быстро разбогател. Если случались неурожаи или у крестьян заканчивалось зерно, люди «шли до Тевля», который охотно давал в долг до нового урожая. Отсюда и название –Тевли. В реальность легенды позволяет поверить и тот факт, что в списках 1563 года упоминаются несколько евреев с похожей фамилией – Иван, Панько и Данила Тевелевичи, лавники близлежащей деревни Залесье.

Где “притулились” Туличи?

На восточной окраине деревни взору открывается живописное место, которое жители называют Туличи. Мы видим дорогу, обсаженную с обеих сторон деревьями. Это границы древней усадьбы. По акту Королевской ревизии за 1563 год урочище Туличи насчитывало 20 волок земли и столько же леса. В 1845 году им владела семья Пусловских, затем его приобрели помещики Деконские. В урочище стоял господский дом, на территории находились ухоженный парк, несколько прудов, добротные хозяйственные постройки, пивоварня. Последними владельцами усадьбы были Мстислав и Ядвига из рода Деконских, двоюродный брат которых – Вацлав Деконский (1879-1944) – был талантливым художником. Летом 1944 года усадьба была сожжена. Оборудование пивоварни фашисты вывезли в Германию.

Сколько лет кладбищу?

Подходя к деревне, невольно обращаем внимание на деревенский погост. Его древние захоронения датируются XVIII веком, самому же кладбищу наверняка не менее 300 лет. В августе 1812 года в районе деревни шли бои между войсками наполеоновской армии и кавалерийской бригадой русских воинов. Здесь погибло много солдат: и русских, и французов. Жители деревни хоронили воинов обеих армий на своём кладбище, но за давностью лет эти захоронения не сохранились. А вот некрополь времён  Первой мировой войны хранит свои, известные только ему тайны.  Жители Тевлей от мала до велика знают, что в августе 1915 года возле их деревни происходили ожесточённые бои между русской армией и войсками кайзеровской Германии. На местном погосте вечный покой обрели  и кайзеровцы, и русские солдаты. В 1916 году были установлены надгробные плиты на братских и индивидуальных могилах. В июле 1920 года в боях с польскими интервентами возле деревни погибли 50 красноармейцев. Они похоронены в 3 братских могилах. В 1925-26 гг. на могилах установлены надгробия. В 90-е годы силами Тевельского  сельского исполнительного комитета у входа  некрополь поставлен Крест примирения.

Как из церкви получили часовню?

Идя от захоронений времен Первой мировой войны к выходу с кладбища, вы обязательно увидите небольшую деревянную постройку голубого цвета. Это Дмитриевская часовня. История этого культового сооружения уходит своими корнями в средневековье. Из церковных документов известно, что в 1566 году кобринский староста Ст. Давойна подписал документ на строительство в Тевлях церкви святого Дмитрия Солунского. Согласно инвентарному описанию 1724 года, в деревне была маленькая деревянная церковь, которая имела 1 вольную волоку земли и числилась как униатская. Её настоятелем был сын первого в наших краях священника-униата Иоанна Кургановича. Деревня в это время имела 50 волок земли, 6 волоками владел с 1712 года браславский подчаший Барковский, обязанностью которого было  пробовать и подавать напитки, предназначенные для розлива великому князю. 

В 1870-е годы было принято решение о строительстве в Тевлях новой православной каменной церкви. Российская империя, в состав которой входили тогда наши земли, выделила на эти цели 7 тысяч рублей золотом, остальное собирали прихожане. Заклад храма был 26 октября 1872 года в день памяти Святого великомученика Дмитрия Мироточивого. Старую Дмитриевскую церковь в 1881 году перенесли на местное кладбище. Она пережила Первую мировую войну и фашистскую оккупацию, а в 60-е годы прошлого столетия была снята с учета. Какое-то время её использовали как амбар, затем сделали склад запчастей для сельскохозяйственной техники. В настоящее время часовня реконструирована местными жителями. Отреставрированы пол, потолок, крыша, вставлены новые окна. Сегодня тевельская Димитриевская церковь является историко-культурной ценностью и охраняется государством.

Свято-Успенская церковь

На самом высоком месте деревни стоит ещё один храм – белокаменная Свято-Успенская церковь, та самая, заклад которой состоялся 26 октября 1872 года. Её построили за 2 года из местного красного кирпича, затем внутри и снаружи отштукатурили и покрасили в белый цвет.

Архитектурная композиция храма интересна тем, что в основе фундамента этой церкви лежит крест. Церковь двухъярусная с восьмигранной колокольней и четырехскатной крышей из жести. Посредине храма висит паникадило – многосвечевое церковное освещение, которое зажигается в особо торжественные моменты богослужения. Паникадило меньшего размера висит ближе к притвору. Его в 2004 году нашли на чердаке церкви, восстановили и повесили. Художественную ценность представляет икона Рождества Христова, датируемая второй половиной XIX века.

Церковь имеет два купола, один из них возвышается над встроенной в храм колокольней. Однако много лет  колокола в церкви не было. Это немецкие оккупанты лишили церковь её голоса. 6 апреля 1943 года к храму подъехала немецкая машина. Гитлеровцы заставили батюшку открыть дверь и полезли на колокольню. Долго возились, пытаясь  снять колокол, в итоге многопудовый звон упал и разбился. Его части погрузили на машину и увезли в западном направлении. Православные  во время богослужений стали использовать вместо колокола подвесной рельс. Колокол в Свято-Успенской церкви зазвучал только 62 года спустя. Староста деревни Гавриил Зихманчук задался целью восстановить утраченное. Многие не верили в успех дела, зная, что на покупку  нового колокола требуются немалые средства. Поддержка со стороны Брестского облисполкома и Кобринского райисполкома, помощь предприятий города и района, пожертвования  прихожан позволили свершиться задуманному.       Интересно, что самую большую сумму – 50% стоимости колокола – внёс мусульманин, директор страусиной фермы (ныне покойный) Муса Шоров. 13 февраля 2005 года новый колокол весом 109 кг занял свое почетное место, и его мелодичный звон радует души прихожан в праздники. Осенью 2022 года Свято-Успенский храм торжественно отметит свое 150-летие.

Кто лежит в братской могиле?

Пройдя несколько метров от церкви, мы попадаем в небольшой сквер. Когда-то на этом месте была школа. Сейчас здесь братская могила, в которой покоятся воины 55-й гвардейской дивизии 1-го Белорусского фронта, погибшие в июле 1944 года при освобождении деревни. В 1958 году на могиле установлен памятник – скульптура солдата. Здесь же в сквере неподалёку от памятника героям-освободителям установлен обелиск в честь 62 соотечественников, погибших в годы Великой Отечественной войны. Самый молодой из них едва достиг совершеннолетия, самому старшему не было ещё и 40. Судьбы большинства из них похожи: призваны в Красную армию летом 1944 года, погибли при освобождении Польши, Восточной Пруссии, Германии, или пропали без вести, или умерли от ран. Сегодня порядок в сквере поддерживают учащиеся ГУО «Тевельский детский сад-средняя школа», у которой также имеется своя давняя история.

Какой была старая школа?

Первое упоминание о школе в Тевлях относится к 1886 году, когда сам населённый пункт входил в состав Муравьёвской волости Пружанского уезда Гродненской губернии. В деревне было всего 26 дворов и 283 жителя. В числе общественных мест – две церкви, питейный дом при Тевельском торговом тракте и железнодорожная станция. В 1897 году  в Тевлях насчитывалось уже 42 двора, где проживало 313 жителей. Основными землями вблизи деревни владели помещики Высоцкие – их собственность вместе с имением Тевли и  хутором Шлаг составляла 325 десятин. Более мелкими землевладельцами, которые в окрестностях Тевлей имели роскошные усадьбы и землю, были семьи Немцевичей (42 десятины), Саковичей  ( 26 десятин), Снегурских (24 десятины), Стржалковских (11 десятин), Окуневских (10 десятин).  Проживавшие в усадьбах помещики считали делом чести обучить грамоте своих детей, что добавляло им значимости в глазах крестьян, которые в большинстве своём были необразованными.  Так, в конце ХIХ века среди кобринчан менее половины – 4355 душ – владели грамотой, тогда как 6560 человек были полностью неграмотными. В университетах обучались только 22 студента с Кобринщины, в гимназиях и реальных училищах – 129. Причём получение среднего образования было доступно детям только состоятельных семейств, ибо в Кобрине не было ни одной средней школы. Молодежи, жаждущей получить аттестат зрелости, приходилось отправляться на 8 лет в Брест, Пинск и другие города. На месте же просвещение подрастающего поколения было возложено на трехклассное городское училище, для поступления в которое требовалось предварительное окончание начального училища. Такое училище с 1897 года стало функционировать и в Тевлях. В 1889-1890 учебном году в нём проходили обучение 51 мальчик и 11 девочек. Год от года количество учеников существенно не менялось, а статус учебного заведения изменялся в духе времени: народное училище было реорганизовано в трехлетнюю школу, потом в неполную гимназию. При польской власти в деревне действовала «повшехная школа», сначала четырехклассная, а перед войной – уже шестиклассная, или семилетняя школа (в 6 классе учились два года). Только этот школьный путь проходили далеко не все тевельские дети. С малых лет они должны были помогать родителям по хозяйству, многие посещали школу только в зимние месяцы и, освоив азы чтения, письма, арифметики, навсегда покидали школьный класс. С приходом советской власти взгляд на образование изменился: тяга к нему оказалась невероятной.  С четырьмя классами «повшехной» семилетнего обучения зачисляли в 5-6 классы русской или белорусской школы, где дети начинали с азбуки белорусского и русского языков, упорно преодолевая трудности. В 1949 году в Тевлях открылась начальная школа. В 1948-1949 учебном году в ней обучалось 103 ученика. Заведовал ею товарищ Левчук, как официально называло людей при исполнении советское делопроизводство. С 1951 по 1985 годы школа располагалась в деревянном здании на улице Кобринской. С 1985 по 1994 год размещалась в здании бывшего правления колхоза имени Гагарина. В 1994 году в Тевлях открылся детский сад. В этом же здании разместилась и начальная школа.

Куда поехать со станции Тевли?

 Сразу возле школы начинается тропинка, ведущая к железной дороге. Пройдя по переходу, мы попадаем на железнодорожную станцию ​​Тевли. Царское правительство строило железные дороги, руководствуясь прежде всего стратегическими соображениями.  В 1867 году было начато строительство дороги от Москвы до Смоленска, в 1869 году – от Смоленска до Бреста, и значительные её участки пролегли через белорусские земли, соединив Минск, Барановичи, Ивацевичи, Берёзу, Жабинку. В 1871 году железнодорожные пути были проложены через  Тевли, а 16 ноября  произошло торжественное открытие  железнодорожной магистрали Москва – Брест. Первый поезд тогда преодолел этот путь за трое суток и семь часов.  Скорость движения не превышала 25-30 вёрст в час, и пассажиры из окон могли рассмотреть окрестности деревни Тевли. С 1892 года железнодорожная ветка Москва – Брест стала двухпутной.  Правда, ни станции, ни вокзала здесь тогда ещё не было – был только железнодорожный переезд. Станция и пассажирский павильон появились только в 1944 году. Здесь нашли рабочие места многие жители Тевлей и соседних деревень и продолжают работать, образуя целые династии. 

Станция Тевли имеет международное значение. Через неё проходят поезда не только в Брест, Барановичи, Минск, но и в Россию и Польшу. В тяжёлые послевоенные годы и позже, в 50 – 60-е, с ближайших деревень и даже из самого Кобрина подвозили сюда будущих студентов на редких для того времени машинах, а чаще на телегах и велосипедах. Кто-то ехал поступать в Минск и Москву, кто-то имел намерения попробовать гранит науки во Львове, Харькове или Новосибирске. Сотни кобринчан со скромного тевельского перрона начинали свой славный жизненный путь, делали первый шаг в  самостоятельную взрослую жизнь.

 Туркову гору насыпали турки?

В северо-западном направлении от деревни находится небольшой холм, который в народе почему-то называют Турковой горой, или Губи-горой. Старожилы припоминают, что когда-то в этом месте было много валунов и местные любители приключений ворочали камни, уверяя, что под каким-то из них спрятан клад. Говорят, в древние времена, когда очередное войско захватчиков обрушилось на наши земли, в районе Тевлей появился большой отряд турок. Вёл его высокий, красивый, но очень кровожадный военачальник, который успел награбить у нас добра и взять в плен  множество юношей и девушек. В одну из  них – красавицу белорусских земель – он влюбился до беспамятства и никуда от себя не отпускал. Путь отряду перерезали наши воины и дали жёсткий отпор. В бою погиб и молодой предводитель турок. Глубокой ночью уцелевшие воины похоронили убитых товарищей и командира, положив рядом с ним в могилу его возлюбленную и все взятые ранее трофеи: золото и украшения. Обозначили  могилу огромным валуном. А валунов в ту пору было повсюду много, так что могила потерялась среди них. С тех пор прошло много веков, а люди все еще ворочают огромные камни в надежде обнаружить могилу турка-воина и забрать его золото. Но все впустую. Остались лишь красивая легенда и название Туркова гора да ещё несбыточная мечта любителей приключений когда-нибудь найти тот клад.

Что связывает Тевли и Хабаровск?

Когда экскурсия по Тевлям была уже завершена и началась обработка собранного материала, на просторах интернета нами был обнаружен ещё один значимый факт: в  далёком Хабаровске в репертуаре краевого театра кукол в 2021 году появился спектакль “Станция Тевли”. Из новостного сюжета хабаровского телевидения мы узнали, что режиссёр театра Элистин Михайлов положил в основу постановки факты из жизни своей бабушки Надежды Степановны Климентьевой (Бойко), детство которой прошло в деревне Тевли. Со слов бабушки Элистин знал, что  в первые дни войны  деревню заняли немцы, разместив там что-то наподобие  военной комендатуры. Между собой они называли деревню новым Берлином. Отсюда уходили отряды на карательные операции. Через эту станцию отправились эшелоны с заключенными в концентрационные лагеря. Первыми в вагоны вошли евреи из Тевлей, в одной из теплушек уехала навстречу смерти еврейская девушка Эстерка, которую какое-то время прятала семья Бойко у себя дома. Маленькая Надя, которой на момент происшествия было около 5 лет, болезненно переживала поимку Эстер и не раз вспоминала её. После Победы, как рассказал нам Элистин, Надежда Степановна некоторое время жила в Бресте, в 60-е годы уехала в Сибирь на комсомольскую стройку, там вышла замуж. Не раз с детьми и внуками бывала на родине, где до сих пор стоит дом Бойко, в котором и начиналась история, ставшая завязкой спектакля. Молодой режиссёр также несколько раз бывал на родине бабушки, признаётся, что какими-то невидимыми нитями связан с тевельским краем, который, кстати, дал путёвку в жизнь целой плеяде творческой интеллигенции. Но это уже совсем другая история…

Подготовила Жанна ЕЛИЗАРОВА.

По материалам ГУО «Тевельский детский сад-начальная школа», Тевельской сельской библиотеки, УК «Кобринский военно-исторический музей им. А.В. Суворова», ГУК «Кобринская районная библиотека», интернет-портала «Познай Кобрин»

Поделиться в соцсетях:


Кобринский РОЧС приглашает на службу