Населенных пунктов с названием Новоселки в Беларуси бесчисленное множество. В каждом районе свои Новоселки, а в Кобринском населённых пунктов с таким названием даже три! Связано это в первую очередь с тем фактом, что, переселяясь на новое место, люди, чтобы не ломать голову над именем для своего нового дома, так его и называли – Новосёлки, т.е. «новое поселение, новое село». Сегодня мы отправимся в агрогородок Новосёлки – центр одноименного сельсовета, что находится в 25 километрах от Кобрина на западном берегу реки Тростяница. Местечко обладает развитой инфраструктурой. Разумеется, так было не всегда.
Привет из каменного века
Когда именно люди переселились в новое село из старого, никому не известно. Только на месте старого поселения, располагавшегося судя по всему в урочище Зайчик, до сих пор находят старинные вещи: орудия труда, монеты, изделия из керамики. Так, в 70-90-е годы прошлого века в этих местах было найдено несколько десятков каменных топоров и других предметов быта древних людей каменного и бронзового веков. Многие из них были подняты на поверхность при выкапывании картофеля картофелеуборочными комбайнами, которые в то время были оснащены ленточными транспортёрами. Интересные находки передавались историко-краеведческому музею Новоселковской средней школы, и сегодня они составляют часть экспозиции, посвящённой древности. Наиболее интересные экспонаты были переданы в Институт истории Национальной Академии Республики Беларусь, где несколько лет назад состоялась выставка предметов, найденных в окрестностях Новосёлок.
След княгини Ольги
В урочищах Зайчик и Горы, в лесу, что справа от дороги на Ходыничи, на глаза попадаются невысокие холмы. Местные жители предполагают, что это древние надмогильные курганы. Подробностей о захоронениях людская память не сохранила, однако об одном из холмов – Княжьей горе – в этой местности бытует красивая легенда. Согласно преданию, на Княжьей горе похоронена княгиня Ольга Романовна, жена галицко-волынского князя Владимира Васильковича и дочь князя Романа Брянского, владевшая Кобрином во 2 половине XIII века.
Действительно, в Ипатьевской летописи упоминаются события 1287 года, когда галицко-волынские князья ушли в военный поход на Польшу. Владимиро-Волынский князь Владимир Василькович, тяжело больной, послал вместо себя воеводу, а сам остался в Каменце. Страдая от тяжёлой раны (была повреждена и разрушалась нижняя челюсть), он назначил Мстислава Даниловича Луцкого своим преемником. Тогда же в 1287 году отдельной грамотой он завещал своей жене Ольге Романовне город Кобрин с селом Городец и через 2 года скончался. Последний раз Ольга упоминается в Ипатьевской летописи в марте 1290 года.
Как предполагают ученые, Кобрин был подарен Ольге не случайно: дальновидный князь понимал, что город станет идеальным местом для жизни княгини после его смерти. Причастность княжеской особы к этой местности неоспорима: Ольга вполне могла следовать через кобринские земли в свои владения или покидать их пределы. Предание же рисует Ольгу княгиней-воином, которая, продолжая дело мужа и сражаясь с его врагами, хитро уходила от них, перековав коням подковы наоборот. Однажды в районе Дивина её заметил вражеский пост, догнал княжескую свиту на горе, которая возвышалась среди болотистой местности. Здесь Ольга приняла смерть и тут же была похоронена. С тех пор возвышенность стали называть Княжьей горой. Говорили, якобы гробница находилась почти под вершиной. Старожилы помнят, что раньше на Княжьей горе стоял деревянный крест. Затем его снесли, а новый поставили в 1999 году. 24 июля 2012 года на холме был поставлен и освящен скромный железный крест. Каждый год в этот день здесь широко отмечается праздник в честь Равноапостольной княгини Ольги: сельчане вспоминают свою княгиню и идут на Княжью гору, чтобы ей поклониться. А деревня Ляхчицы (Хидринский сельсовет) даже имеет герб и флаг с изображением княгини Ольги.
От униатства к православию
Со временем род князей Кобринских угас, и княжество было поделено на имения. Новосёлками и их окрестностями, как гласит Ревизия Кобринской экономии Дмитрия Сапеги, составленная в 1563 году, владели шляхтичи Стахорские. Они приняли униатство и пригласили к себе униатов-базилиан, которые построили в Новосёлках монастырь. При монастыре действовала школа, где детей шляхты и простых крестьян обучали латинскому и греческому языкам, истории, географии. Отдельные выпускники, дети знатных родителей, с полученным в Новосёлках образованием пробовали поступать в престижные европейские университеты, правда, сведений о том, кому удалось получить европейское образование, нами не обнаружено.
В 1839 году униатство было запрещено и школа закрыта. Монастырь, находившийся предположительно на территории нынешнего сельского кладбища в урочище Загай, вскоре был разобран. Деревянный Свято-Михайловский костёл, стоявший на территории монастыря, в 1850 году был выкуплен прихожанами из Кобрина, которые перевезли храм в город и собрали церковь Святого Николая. Униатская церковь святого Онуфрия, которая также в своё время функционировала при монастыре, была передана православным. Праздник святого Онуфрия до сих пор в Новосёлках считают значимым днём. Свято-Онуфриевская церковь со временем пришла в негодность, и местные жители стали ходить на богослужения в соседнюю деревню Доропеевичи. Только в 1881 году в Новосёлках была построена новая церковь, освященная в честь архангела Михаила. Несмотря на то, что официальной датой постройки считается именно этот год, указанный на охранной табличке, установленной на стене храма, его внешний вид отсылает к более раннему сроку постройки. По одной из версий, церковь была возведена в начале XIX столетия, а, возможно, и того раньше. В 1881 же она была уже перестроена, и в том состоянии сохранилась до нашего времени. Внесена в список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.
Гордый дух славян
В Новосёлках всегда проживали неравнодушные люди, которые хорошо разбирались в политике, интересовались событиями в стране и мире, имели чёткую гражданскую позицию и свой взгляд на происходящее. Так, весьма неоднозначную оценку со стороны населения вызвало польское восстание 1863-1864 годов под предводительством Калиновского. В этой местности знают точно, что этот мятеж против власти Российской империи на территории Царства Польского и Западного края, направленный на восстановление Речи Посполитой в границах 1772 года, поддержали далеко не все жители Новосёлок. И тем, кто всё ещё жалеет повстанцев, понёсших заслуженное наказание за свою антигосударственную деятельность, в Новосёлках напомнят и о другой стороне конфликта – о местных жителях, ставших жертвами амбициозных повстанцев. Один из них – крестьянин села Новоселки Кобринского уезда Григорий Полетило, который открыто осуждал восстание и уговаривал крестьян «не бояться бандитов и быть верными царю и родине». О действиях местного повстанческого отряда он сообщил военному начальнику в Кобрин. Через чиновников-поляков это стало известно повстанцам. 30 мая 1863 года, когда Полетило возвращался домой из церкви, его схватили повстанцы из отряда Казимира Нарбута и повесили на вербе. По инициативе царских властей в деревне был установлен памятник Григорию Полетило, но когда на западных белорусских территориях установилась власть Польши, памятник был снесён.
В 1886 году деревня Новоселки Верхолесской волости насчитывала 50 дворов и 465 жителей, в ней находились местное управление, церковь, ветряная мельница, питейный дом, в 3 верстах от деревни – в Павлополе – был стеклольный завод. В 1890 году в состав Новоселок входили 6 поселков (Крупчицы, Хоменяты, Волынцы, Бурды, Заграбы, Ящуки), крестьяне которых объединились в первое сельское товарищество. В деревне были церковно-приходская школа, хлебный магазин, врачебный приемный покой.
Крестьянское выступление
С каждым годом деревня разрасталась. Так к 1921 году, когда новосёлковские земли вошли в состав Польши, в ней насчитывалось 242 дома и 1205 жителей. На вопрос, хорошо ли жилось при поляках, здесь ответят историей, память о которой хранит барельеф на фасаде школы и обелиск на въезде в этот населенный пункт, напоминающие о том, как 4 августа 1933 года местные крестьяне поднялись на вооруженную борьбу против своих поработителей.
Неспокойным выдалось лето 1933 года. В различных районах Западной Белоруссии происходили конфликты и стычки с представителями местных польских властей. В этих условиях активизировали свою деятельность подпольные революционные группы. На конференции Брестского окружного комитета Компартии Западной Белоруссии было принято решение начинать широкие акции протеста. Так, первым шагом к восстанию, подготовленному активистами КПЗБ, должен был стать поход в деревню Бульково в имение помещиков Молочевских, задолжавших крестьянам за полевые работы. Поход планировали начать 4 августа с собрания около деревни Радваничи. Одна из колонн должна была формироваться в Павлополе, неподалеку от Новоселок.
Вечером 3 августа на перекрестке Павлополь — Новоселки — Доропеевичи собралась группа крестьян численностью около ста человек. А в это время по дороге на велосипеде ехал местный полицейский Кноровский. Испугавшись толпы людей, он свернул в сторону Новоселок к полицейскому участку. Крестьяне обстреляли Кноровского, он бросил велосипед и сумку, кинулся бежать. Через некоторое время мужчина смог добраться до Новоселок и рассказал о случившемся коменданту Домбровскому. А тот позвонил в Кобрин с сообщением о крестьянском бунте.
Администрация и полицейские забаррикадировались в здании местной гмины и на требования повстанцев открыть двери стали отстреливаться. В ответ также раздались выстрелы. Перестрелка продолжалась несколько часов. У крестьян было лишь несколько охотничьих ружей и пистолетов. Через некоторое время патроны закончились, и захват полицейского участка не состоялся. В итоге крестьяне просто разошлись по домам.
Через месяц, 2 сентября, в Кобрине начался военно-полевой суд. Среди арестованных наибольшее внимание привлекали восемь деятелей КПЗБ Брестчины, которых хотели наказать «за покушение на независимость Польши и отделение от нее части территории». Первоначально прокурор требовал публичного повешения повстанцев, но в итоге приговор был несколько смягчён: смертную казнь заменили пожизненной каторгой. В 1939 году состоялось воссоединение белорусских территорий и невольники вышли на свободу.
Годы созидания, годы труда
После установления Советской власти на территории Западной Белоруссии осенью 1939 года в деревнях были образованы временные волостные комитеты. Председателем Новоселковского временного волостного комитета был назначен участник Новоселковского выступления крестьян Василий Никончук, а секретарем Александр Букраба. В состав временного управления вошло 19 человек.
24 марта 1940 года состоялись выборы в Верховный Совет БССР. Депутатом избран председатель Новоселковского временного волостного комитета Василий Никончук. 12 октября 1940 года был образован Новоселковский сельский Совет, объединивший 6 населенных пунктов, 668 дворов, 3309 жителей, 11800 га земли (имелось 3 начальных и 1 неполная средняя школа, сельпо, ветеринарный и фельдшерско-акушерский пункты, почта, общественный зерносклад, товарищество по совместной обработке земли в деревне Бельск. Первым председателем Новоселковского сельского Совета, входившего тогда в состав Дивинского района, был избран Василий Ольшевский.
Обелиск в центре деревни напоминает о том, что Новосёлки, как и другие белорусские города и сёла, не обошла война. Для увековечения памяти 22 односельчан, погибших в годы Великой Отечественной войны в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, в 1965 году установлен обелиск. Память о героях новосёлковской земли хранит историко-краеведческий музей Новосёлковской СШ, в экспозиции которого представлена информация о более чем 90 личностях: участниках освободительного движения, фронтовиках, партизанах, жертвах фашизма, ветеранах войны и труда.
Без прошлого нет настоящего
Первые послевоенные годы – время восстановления и созидания. В 1948 году организован колхоз имени Ленина, который состоял из 14 бригад и вскоре стал передовым хозяйством Дивинского района. В деревне начато строительство клуба и других социально значимых объектов.
Новосёлки сегодня – процветающий агрогородок Кобринщины, где есть всё для комфортной жизни: 2 магазина, больница, амбулатория, аптека, Дом культуры, библиотека, средняя школа, детский сад, фельдшерско-акушерский пункт, ветучасток, почта, комбинат бытового обслуживания и др. А главное – люди, своим трудом приумножающие благосостояние и сохраняющие то, что добыто до них.
Подготовила Жанна ЕЛИЗАРОВА.
Поделиться в соцсетях: