Каждый год в Беларуси вспоминают события октября-ноября 1917 года, когда в бывшей Российской империи произошли глобальные изменения, отзвуки которых ощущаются спустя более 100 лет.
Такой радикальный слом мироустройства не происходит просто так, без существенных причин. Бесспорно, были не только первые звоночки, но и целый колокольный набат о надвигающейся катастрофе. Далеко не всё было так хорошо в государстве для царской элиты, как хотелось бы преподнести. Накопилось такое количество проблем, что без их решения само существование государства ставилось под сомнение.Главным событием того времени стало начало в 1904 году русско-японской войны. Именно это событие показало на практике, насколько изнутри прогнила элита и так называемое высшее общество. Оказалось, что государство насквозь пронизано коррупцией, а некоторые представители «просвещённой» элиты, не стесняясь, желали своей стране поражения в войне. В сентябре 1905 года война завершилась практически поражением России, итогом которого стало подписание в Портсмуте (США) мирного договора. России удалось избежать выплаты контрибуций, но пришлось отдать часть своих территорий, в том числе половину Сахалина. Все оккупированные японцами территории удастся вернуть СССР по итогам Второй мировой войны.
Историк В.О. Ключевский писал: «Война обнаружила полную непригодность флота, его материальной части и личного состава, а в сухопутной армии целый ряд глубоких изъянов: отсутствие знаний, произвол и бюрократический формализм высших чинов, а вместе с тем подавленность рядового офицерства, лишённого подготовки, инициативы».
Весь 1905 год империя была как кипящий котёл. Становилось понятно, что просто так всё не завершится. В итоге напряжение в обществе вылилось в революционные события 1905-1907 гг.
Обратимся к воспоминаниям почётного гражданина города Кобрина Прасковьи Семеновны Сидорук и попробуем увидеть, что же происходило на Кобринщине в революционный 1905 год. Ниже приведены фрагменты из рукописной книги «Непокорённая Кобринщина», одним из авторов которой является Прасковья Семеновна: «1905 год рабочие и крестьяне царской России встречали в обстановке войны с Японией и нарастающего революционного движения внутри страны… Дыхание революции коснулось и города Кобрина. Во второй половине 1905 года на железнодорожной станции Кобрин было организовано отделение Всероссийского железнодорожного союза, во главе которого стал Комитет. Председателем Комитета был помощник начальника 7-го участка пути К.А. Кондратьев. Кобринское отделение союза охватывало своей деятельностью станцию «Городец» и разъезд «Липники», где был руководителем помощник начальника разъезда Никифор Бочатко.
Комитет проводил собрания и митинги, на которых выдвигались требования о введении 8-часового рабочего дня, предоставления политической свободы, амнистии и немедленного созыва учредительного собрания».
Также в своих воспоминаниях Прасковья Семёновна пишет о том, как начались массовые беспорядки в помещичьих имениях Кобринского уезда. Дело доходило до поджогов сельхозпостроек. В итоге помещикам приходилось привлекать воинские части для наведения порядка. К сожалению, среди пострадавших были и раненые, и убитые.
Но вернёмся в Кобрин. Вот что происходило в городе, по словам Прасковьи Сидорук: «В самом городе тоже происходили крупные беспорядки. Рабочие швейных мастерских, пекарей, табачных и других заведений организовали демонстрацию с красными флагами, и пошли по Дивинской улице (теперь ул. Интернациональная) к имению Губерния (теперь парк Суворова). Имение было расположено в одном километре от города. Там временно находилась воинская часть, которая изъявила согласие участвовать в демонстрации. На демонстрантов напали казаки, ещё ранее вызванные в Кобрин для охраны порядка и усмирения бунтовщиков. Казацкими плетьми и копытами лошадей демонстрация была подавлена. Волнения не затихали. Были разгромлены казённые лавки с водкой, на Базарной площади завязалась схватка с полицией. От поджога одного из учрежденческих зданий вспыхнул большой пожар, от которого загорелась часть Пинской (Первомайская) и Дивинской улиц. Убытки от пожаров в городе выразились в сумме 377899 рублей».
Чтобы читатели понимали, это была не просто большая сумма по тем временам, а огромная. Ведь тогда бумажные деньги обеспечивались золотом, и если пересчитать сумму в этом драгоценном металле, то получается примерно 325 кг золота.
Продолжались беспорядки и в окрестностях города. Крестьянское движение в уезде нарастало. Стоило выйти в ночное время за околицу и посмотреть кругом, то можно было каждую ночь увидеть на горизонте зарево. Это горели помещичьи имения, скирды хлеба и стога сена. Что такие события имели место, свидетельствует ходатайство Гродненского губернатора перед Виленским генерал-губернатором от 12 декабря 1905 года о введении в Кобринском уезде «Положения об усиленнойохране». В том же письме с тревогой сообщается, что совершенно потеряна связь с Кобринским уездом (одним из девяти уездов Гродненской губернии) по причине забастовки на Полесской железной дороге. 14 декабря 1905 года ходатайство Гродненского губернатора было удовлетворено. Согласно введённого сроком на один год положения об усиленной охране, властям предоставлялись большие права для подавления революционного движения.
Наступил 1906 год, но спокойнее на Кобринщине не стало. В начале января был арестован весь Комитет Кобринского отделения железнодорожного союза, произведены аресты среди учителей. По всему уезду «рыскали» отряды конных жандармов и полицейских. Не затихало в уезде и крестьянское движение. Пылали помещичьи усадьбы. В Антополе был убит пристав. Почти в каждой деревне молодёжь пела революционные песни.
Пронеслась революционная гроза над Кобринщиной… Может быть, влияние революционного движения на Кобринщине на развитие Октябрьской революции небольшое, не больше ручейка, но из маленьких ручейков, бегущих через сёла, города, образовалось море народного гнева, волна которого в 1917 году снесла в мусорную яму истории и царя, и помещиков, и капиталистов.
Царская власть не слышала или не хотела слышать свой народ. Все принятые властями уступки оказались лишь полумерами. Начавшаяся в 1914 году Мировая война только приблизила развязку, которая произошла в октябре 1917 года.
Александр ЧИРУН, научный сотрудник Кобринского военно-исторического музея им. А.В. Суворова
Поделиться в соцсетях: