В первые минуты войны самолёты дежурной группы Лыщицы уже вели воздушный бой. Одним из первых был лейтенант, командир звена Георгий Жидов.
Лётчики 123 ИАП, лето 1941
В журнале «Военные знания» №3 за 1948 год встречается утверждение:«22 июня 1941 года в 3 часа 45 минут летчик-истребитель лейтенант Георгий Жидов сбил бомбардировщик из эскадрильи первого эшелона немецко-фашистской авиации, налетевшей на нашу Родину, это был один из первых немецких самолетов, уничтоженный советским летчиком в дни Великой Отечественной войны».
По другим источникам, 22 июня 1941 года на подступах к Бресту 8 немецких истребителей Ме-109E были атакованы 4 «чайками» 123-го авиаполка (пилоты – капитан Мажаев, лейтенанты Жидов, Рябцев, Назаров). В ходе боя самолёт Жидова был подбит (по некоторым источникам, известным немецким асом Вернером Мёльдерсом, записавшим в том бою на свой счёт 69-ю победу). Когда самолёт Жидова пошёл на снижение, 3 немецких истребителя стали атаковать его сверху, стремясь взять в клещи и окончательно добить. Но капитан Мажаев, прикрывая своего товарища, пулемётной очередью сразил одного из них, а сам Жидов поджёг второй самолёт противника.
Самолет И-153
Погиб в воздушном бою у деревни Лыщицы и посмертно награждён орденом Красного Знамени Василий Шулика. « Лейтенант Шулика бросился в атаку один против 12 самолётов противника. Он заставил фашистские самолёты разлетаться в разные стороны. В этом неравном бою отважный патриот Родины меткими очередями зажёг один «мессер», но сам был ранен, погиб смертью храбрых», – читаем в боевом донесении.
В первый час войны проявило себя и звено лейтенанта Калабушкина. «Вражеские машины шли как на параде», – рассказывал потом Иван Калабушкин, и это вызвало в его душе нестерпимую ярость. Звено истребителей-бипланов И-153 стремительно сближалось с головной группой «юнкерсов». Калабушкин поймал в сетку прицела темный силуэт ведущего, подпустил как можно ближе и решительно нажал гашетку. Очередь ударила из всех стволов, и самолет врага круто пошел к земле.
Не теряя времени, Калабушкин делает крутой разворот и атакует еще одного фашиста. И эта атака оказалась успешной, второй «юнкерс» рухнул на лес. Рядом с Калабушкиным столь же яростно сражались и другие пилоты эскадрильи. И хотя противник имел большое численное преимущество, старался сохранить строй и вел ответный огонь, группа бомбардировщиков таяла под натиском наших истребителей. Строй бомбардировщиков распался. Сбросив бомбы на пустое поле, они повернули назад. Преследовать их советские летчики не стали: кончились боеприпасы, стрелки бензиномеров приближались к нулевым делениям, пришлось срочно идти на посадку.
Около 7.30 часов аэродром Именин подвергся новой серьёзной атаке. «Едва мы сели (уже после второго вылета), как над аэродромом заревели шесть «мессеров». Прыгнул в чью-то заправленную машину. Сразу со взлёта пришлось принять бой. Выручила лишь высокая манёвренность «чайки». Выжимаю из пулемёта самую длинную очередь. «Мессер», оставляя дымный след, несётся к земле. По «чайке» стучат пули, острая боль пронзает ноги. Жму на педали, а ноги, кажется, режут тупой пилой…», – читаем в воспоминаниях Ивана Калабушкина, который в небе над Кобрином получил ранения обеих ног, на повреждённом самолёте прилетел на аэродром, посадил машину, после чего потерял сознание. Попал в госпиталь, но через несколько дней снова был в строю. В марте 1942 года И.Н. Калабушкину присвоили звание Героя Советского Союза за восемь личных воздушных побед, которые он имел к концу 1941 года.
Майор Сурин провел четыре воздушных сражения, сбил три самолета. Смертельно раненный во время последнего боя, он пошел на посадку. Ему удалось посадить «чайку», не причинив ей повреждений, и это было последнее, что он смог сделать. Боевые товарищи похоронили майора Сурина возле аэродрома у дороги.
Среди огня и металла
Удивительно высокая нагрузка выпала летчикам 123 ИАП в первый день войны. В течение 10 часов они вели тяжёлые бои, совершая по 10 – 14 и даже 17 боевых вылетов. Так, в лётной книжке Георгия Жидова зафиксировано, что 22 июня им было совершено 12 боевых вылетов, в воздухе находился 13 часов, провёл 8 воздушных боев, звеном сбили в районе Бреста – 3 Ме-109, 4 Ю-88 и Хш-26, в районе станции Жабинка еще 1 Ме-109.
Работая под огнём противника, обеспечивали готовность самолётов к взлёту наземные службы. Воентехник 2 ранга Саркис Бадалян, выполняя свой боевой долг на земле, получил осколочные ранения в голову и плечо. Начальник воздушной артиллерийской службы полка Василий Дерюгин, нёсший ответственность за боевое вооружение, проявил себя смелым, преданным и мужественным руководителем. Техник звена Дмитрий Зотов показал себя стойким и решительным командиром. Безотказную работу вверенного самолёта обеспечил капитан технической службы Илья Киреев. Майор технической службы Антон Юревич во время бомбёжки не только обслуживал свой самолёт, но и помогал другим. Умелой организацией и самоотверженным личным трудом под огнём вражеских самолётов бесперебойные вылеты «чаек» майор технической службы Владимир Павлов, на его счету в тот день организация 14 боевых вылетов.
К исходу дня аэродром Стригово северо-восточнее Бреста был занят противником, и остатки полка (к 14.00 оставалось 12 исправных машин) перебазировались на аэродром Жабчицы, расположенный возле Пинска.
Подвиг летчиков 123 истребительного авиационного полка полностью развеивает миф современных псевдоисториков о том, что все советские самолеты были разгромлены на аэродромах, не успев взлететь.
Самоотверженность советских летчиков в значительной мере обеспечила возможность развертывания сил 4 армии, дислоцировавшейся в этом районе.
Подготовила Жанна ЕЛИЗАРОВА.
По материалам Кобринского военно-исторического музея им. А. В. Суворова и видеоматериалам Эмилии Сушко. Продолжение следует
#Равнениенагероев
Поделиться в соцсетях: