С 3 января 2021 года вступили в силу положения обновленного Закона Республики Беларусь №305-З от 18 июля 2004 года «О нотариате и нотариальной деятельности». Изменения касаются ряда важных аспектов организации нотариальной деятельности, компетенции нотариусов, уполномоченных должностных лиц местных исполнительных органов. На вопросы о нововведениях отвечает заведующий Кобринской нотарильной конторой Ирина Марчук.
– Ранее жители сельских населенных пунктов обращались в сельский исполнительный комитет по разным вопросам, в том числе и для удостоверения доверенности, согласия и завещания, и их запросы полностью удовлетворялись. Со вступлением в силу обновленного закона функции уполномоченных должностных лиц сельских исполнительных комитетов были перераспределены. Расскажите об этом.
– Согласно указанным изменениям должностные лица сельских исполнительных комитетов имеют право на совершение следующих нотариальных действий: свидетельствовать верность копий документов и выписок из документов, подлинность подписи на документах, выдавать дубликаты нотариально удостоверенных документов, экземпляры которых имеются на хранении в местном исполнительном органе, принимать меры по охране наследства или управлению им по поручению нотариуса.
Несмотря на то, что, согласно нововведениям, уполномоченные должностные лица сельских исполнительных комитетов не могут удостоверять завещания, доверенности, согласия, жители сельских населенных пунктов не будут ущемлены в праве на получение нотариальных услуг по сравнению с городскими жителями, где имеются нотариальные конторы. Если раньше нотариус выезжал в агрогородок при наличии не менее пяти заявок, то теперь выезд осуществляется и при наличии одной заявки. Замечу, что стоимость нотариальных услуг за совершение нотариальных действий в помещении нотариальной конторы или в помещении сельского исполнительного комитета одинакова.
– Чем объясняется такое нововведение?
– Основная причина – в необходимости предоставления доступного и качественного юридического обслуживания населения в сельской местности. Ведь совершение нотариальных действий – не приоритетное направление деятельности уполномоченных должностных лиц сельисполкома. У них много других важных обязанностей, которые соответствуют их квалификации и образованию, а юридически значимые действия должны совершать квалифицированные юристы, в частности, нотариусы. Нотариус при обращении за совершением нотариального действия установит личность и проверит дееспособность гражданина, выяснит его волю на совершение нотариального действия, поможет в соответствии с требованием законодательства составить проект документа, разъяснит правовые последствия. Кроме того, нотариус несёт в полном объёме гражданскую ответственность за вред, причиненный по его вине имуществу гражданина. Следует отметить также, что сельские исполнительные комитеты по месту жительства граждан по-прежнему смогут удостоверять доверенности на получение пенсий и пособий. Их составление не требует наличия юридического образования и дополнительных знаний. Такие доверенности не относятся к нотариально удостоверенным документам.
Беседовала Жанна ЕЛИЗАРОВА.
Поделиться в соцсетях: